Виды горловин для колодца

Колодцы – шахтные сооружения, без которых не обходится ни одно строительство. Водозаборные колодцы служат для устройства системы водообеспечения, смотровые сооружают с целью обслуживания подземных технических коммуникаций, дренажные являются отдельным элементом канализационных сетей. Колодец состоит из следующих типовых элементов:

  • Щебеночно-песчаная подушка;
  • Донная плита;
  • Лотковая часть;
  • Рабочая камера (шахта) – пространство для выполнения работ (длина камеры составляет 1,8 м);
  • Горловина колодца – канал в верхней части колодца, на который будет укладываться люк, опирается на ствол шахты.

Необходимость установки горловины

горловина колодца

Пример опорной горловины жб колодца

Горловины монтируются на всех видах подземных колодцев. Функции горловины:

  • Опорная: ЖБИ-элемент служит в качестве основы для конечного элемента – люка;
  • Защитная, антивандальная: наличие горловины позволяет предотвратить попадание в полость шахты посторонних предметов, сора; ограничивает доступ посторонних лиц;
  • Герметизирующая: горловина служит разделительной мембраной, не допускающей проникновение из шахты колодца агрессивных или неприятно пахнущих веществ.

Устройство шахтных колодцев

горловины колодцев

Схема устройства железобетонного колодца с горловиной

Практически все колодцы, за исключением трубчатых, сооружаются с применением опорных колец. Традиционная технология сооружения колодцев предусматривает применение жб изделий. В современном строительстве применяются и полимерные кольца. Требования к внутренним элементам колодцев изложены в ГОСТ 8020-90.

Принята следующая классификация бетонных элементов, входящих в общую конструкцию:

  • опорные кольца;
  • стеновые кольца;
  • плиты днищ колодцев;
  • доборные элементы;
  • плиты перекрытий;
  • крышки.

В большинстве случаев для изготовления горловин применяют стеновые кольца. Однако горловина колодца может быть устроена с помощью опорного кольца или выполнена из доборного элемента. В первом случае кольцо укладывают непосредственно на плиту перекрытия. Во втором – конструкцию колодца оборудуют переходным демпфером, имеющим коническую или комбинированную форму. С помощью доборных элементов добиваются сопряжения всех вертикально расположенных жб изделий.

Маркировка конструктивных элементов

кольца горловин колодцев

Пример маркировки элементов колодцев

Все изделия подлежат маркировке, для обозначения типоразмеров используется буквенно-цифровой принцип. Впередистоящий буквенный индекс характеризует тип конструкции. В данном случае в порядке очередности располагаются элементы: КО; КС; ПН; ПО; ПП; крышки. Цифровая индексация обозначает:

  • для ПО – внутренний диаметр, дм;
  • для КС – внутренний диаметр и высоту (округленно), дм.

Таким образом, маркировка КС-10-9 свидетельствует о том, что внутреннее сечение кольца составляет 10 дециметров (1000 мм), а высота – 9 дм (в миллиметрах в соответствии с ГОСТ – 890 мм).

Характеристики материалов по химической устойчивости

Требования к качеству материалов изложены в СНиП 2.05.03-84. Все конструктивные элементы шахт выполняют из тяжелых мелкозернистых цементно-гравийных бетонов. Соединительные части конструкции подлежат усилению. В зависимости от видов нагрузок элементы колодцев подразделяют на две группы.

К первой группе относят элементы, которые устанавливаются в нейтральных и слабоагрессивных грунтах. В большинстве случаев эти детали используют для устройства водозаборных колодцев, смотровых шахт закрытых канализационных систем. Для изготовления таких изделий применяют бетоны нормальной проницаемости.

Ко второй группе принадлежат конструкции, элементы которых подвергаются нагрузкам грунта и движущихся транспортных средств. Также ко второй группе относят бетонные конструкции, которые установлены в открытых канализационных системах, выгребных ямах, асептиках. Степень агрессивности грунтов в этом случае значения не имеет. Для устройства таких шахт используют детали, отлитые из бетонов особо низкой проницаемости.

Характеристики материалов по механической устойчивости

горловина жб колодца

Пример конструкций в зоне движения автомобилей с повышенной прочностью

Прочностные характеристики колец определяются способностью конструкций выдерживать вертикальные и горизонтальные нагрузки. Общая величина усилия, которое воздействует на шахту, складывается из собственной и временной нагрузки. К собственной относится вес кольца; к временной – неравномерные разнонаправленные механические воздействия. По степени устойчивости конструктивные элементы подразделяются на две категории.

К первой относятся колодцы, горловины которых установлены на 0,3 м выше поверхности почвы, или расположенные в местах, где невозможен проезд автотранспортных средств. Суммарное распределенное давление, оказываемое на стенки шахт, должно быть менее 5 кПа. В этом случае кольца и горловины изготавливают из бетона обычной проницаемости.

Ко второй категории принадлежат конструкции, установленные в зоне движения автомобилей. Такие колодцы должны устанавливаться только вместе с защитными плитами, применение которых предотвращает оказание прямых нераспределенных механических нагрузок более 5 кПа. Для изготовления деталей таких колодцев применяют особо малопроницаемый бетон.

Объем и вес железобетонных конструкций

Объемно-весовые характеристики горловин зависят от вида элементов, из которых они устроены. Вес горловин, выполненных из стеновых колец, составляет 0,6-1,0 т; объем изделия колеблется в пределах 0,24-0,97 кубических метров. Вес горловин, изготовленных из опорных колец, равняется 50 кг, объем – 0,2 кубических метра. Кольца горловин колодцев из доборных элементов выполняются по индивидуальным заказам. Их вес и объем зависят от конструкции элементов, толщины его стенок и конфигурации. Во многих случаях такую горловину сооружают методом литья по месту. В этом случае соотношение между массой бетона и объемом определяется удельной плотностью материала, которую вычисляют с помощью коэффициента: 2,2 кг/дм кубический.

Добавить комментарий