Карта глубин
Российская карта глубин артезианских скважин и колодцев

Учимся быстро читать и запоминать прочитанное

В мире масса полезной информации, которую необходимо своевременно усваивать. Некоторые данные пользователи получают в виде аудиокниг, потока проговариваемых слов. Большую часть приходится изучать самостоятельно, то есть читать. Но медленно проглядывая строки, постоянно спотыкаясь о буквы, невозможно усвоить даже часть текста. Разберемся, как научиться быстро читать, что такое техника скорочтения и подскажем методики повышения усвоения информации.

Что такое техника скорочтения?

как научится быстро читать

Скорочтением называют способность быстро усваивать прочитанное, без утраты информативности текста. В среднем скорость увеличивается в 3-20 раз, составляя до 200 слов в минуту.

Доказано! При обычной скорости чтения (средней) человек усваивает до 50% информации. Повышение ритма увеличивает процент усвоения до показателя в 80%. При быстром чтении человек сосредотачивается, потому лучше запоминает.

Как научиться быстро читать?

как научится быстро читать

Популярная букмекерка запустила мобильное приложение для Андроид, скачать 1xBet можно по ссылке абсолютно бесплатно и без регистрации.

Можно ли освоить скорочтение или как научиться быстро читать, – эти вопросы решают популярные техники. Понять, владеет ли человек ритмом или нет, довольно просто – читают длинное предложение от начала до конца и не отвлекаются, не возвращаются к середине. Получилось, значит, усвоили – засекают время и продолжают тренироваться.

Выполняют упражнения ежедневно, наращивая объем, ритм. В среднем тренируются до 40 минут в день ровно 21 сутки. Психологи доказали, что для обретения новой привычки человеку нужно ровно 21 день. Читают в определенное время, выбирая место, где ничто не мешает и не отвлекает.

Причины, по которым человек читает медленно:

  1. Проговаривание текстов. Привычку закладывают в самом начале, заставляя ребенка проговаривать слова вслух. Взрослый уже не говорит вслух, но продолжает проговаривать про себя – это значительно тормозит скорость.
  2. Возвращение к началу, в середину. Перечитывая первый абзац раз за разом, отрываясь от середины предложения, пользователь нарушает связность ритма. Разорванное восприятие не дает полноты картины и для восстановления ее частей, он вынужден перечитывать не только первый абзац, к которому вернулся, но и дальнейший текст.
  3. Ограниченное восприятие листа. Человек, который читает быстро, видит текст минимум на половину листа. То есть его обзор составляет намного больше строки, на которой сфокусированы глаза. Ребенок видит только на 4-5 см вперед – эта привычка остается у взрослого и мешает наращивать темп.
Совет! Избавляются от привычек не сразу. Сначала их видят, слышат, затем устраняют. Отказываются от проговаривания слов про себя, расширяют границы видения текста и пр.

Подготовка к чтению

подготовка к чтению

Как научиться быстро читать книги:

  • подготавливают печатное издание объемом не менее 200 страниц;
  • держат наготове секундомер и карандаш.

Книгу выбирают такую, чтобы страницы лежали, не закрываясь. Это должен быть новый текст, не тот, который хорошо знаком. Обучение проводят в несколько этапов, продолжительность которых составляет не менее 20 минут. В процессе обучения не отвлекаются на домашние дела, собеседников, телефон и пр.

Советы по быстрому чтению

Чтобы научиться очень быстро читать, соблюдают несколько требований:

  1. Читая, не останавливаются до конца строки. Перемещение глаз плавное, взгляд направлен не вверх/вниз, а горизонтально строке.
  2. Не возвращаются в начало, середину. Даже если что-то непонятно, дочитывают до конца. Затем перечитывают абзац, строчку. Возврат уменьшает скорость чтения в среднем на 30%.
  3. Максимально концентрируются. Но тут есть нюанс – концентрация не на каждом слове, а на общем смысле текста. Остановка на смысле каждого предложения нарушает ритмику чтения. В процессе осмысления пользователь не видит дальнейшего текста периферийным зрением, он сосредоточен на центральном фокусе. Потому воспринимает вдвое меньше слов за один зрительный скачок.

Готовые техники чтения помогут решить вопрос, как можно быстро научиться читать. Занимаясь постоянно, пользователь повысит скорость минимум в 3 раза.

Упражнения быстрого чтения

увеличение поля зрения

Если навык скорочтения не дан от природы, его вырабатывают упражнениями:

  • Применяют указку, палочку для суши или любой другой тонкий предмет. Указку ведут дальше того слова, которое читают. Это форсирует скорость, расширяет видимость текста, то есть включает периферийное зрение. Указку взглядом не выпускают, не возвращаются назад, к началу или в середину предложения.
На заметку! Упражнение с указкой избавляет от регрессии. Через 2-5 дней от предмета отказываются. Это лучший способ, как помочь ребенку научиться читать быстро. Вместо указки применяют и собственный палец.
  • Убирают артикуляцию. Проговаривая слова вслух или про себя, двигают губами – это мешает. Привычку убирают техникой отвлечения. Например, в процессе чтения постукивают пальцем по столу, это не мешает восприятию информации, но начисто устраняет привычку проговаривать. Ритмичное постукивание форсирует скорость чтения, пользователь помогает сам себе.
Совет! Некоторые индивидуумы напевают или насвистывают. Но такая техника уменьшает целостность восприятия текста. Запомнить большой объем информации, напевая мотив, сложно. Способ принимают в актив при усвоении малого объема.

  • Техника «зеленая точка». Вообще, точку делают любого цвета – красную, синюю. Ставят ее в центре страницы, в течение 10 минут концентрируют внимание на точке и визуализируют изображение в любой удобный момент. Техника направлена на расширение границ зрения, потому представляют точку каждый раз, когда закрывают глаза. Через пару недель концентрации внимания на точке, рассматривают тексты, расположенные справа и слева от нее. Основная цель – охватить глазами как можно больший объем слов, держа в поле зрения ту самую «зеленую точку». Слова не читают, их видят. Упражнение выполняют примерно 3-5 дней. После этого скорость чтения значительно увеличивается, чему помогает периферическое видение больших кусков текста.
  • Читать наоборот, зеркально, проговаривать палиндромы и пр. Тренировка внимания и концентрации подразумевает чтение справа налево. Палиндромы: а роза упала на лапу Азора, дорог Рим город или дорог Миргород, коту скоро сорок суток и пр. Затем перечитывают тексты, называя буквы справа налево, постоянно увеличивая скорость. Следующий этап – читают тексты, где слова написаны правильно (не тарабарщина), но выстроены справа налево. Книги выложены в Сети, чтение онлайн и бесплатное.

прочитай слова и найди названия

Совет! Самый лучший способ сохранить концентрацию и развить периферическое зрение – читают отражение в зеркале или перевернув книгу вверх ногами. Сознание полностью сосредоточено на тексте, пользователь неосознанно увеличивает скорость.
  • Чтение по диагонали. Более сложное упражнение, к которому переходят после того, как избавятся от артикуляции и регрессии. Глазами захватывают первую строку в начале страницы, затем пробегают по всему тексту вниз, заканчивая в нижней правой точке страницы. Сначала текст понимают кусками, информация разорвана. С каждым разом глаза будут ухватывать объемные куски текстов, упрощая восприятие и понимание. В конце концов достаточно будет охватить взглядом страницу, чтобы понять содержание всего текста – это и есть скорочтение.
  • Техника захвата глазами начала и конца строчки. В этом случае не просматривают отдельно каждое слово. Такой способ значительно повышает скорость чтения.
  • Тренировка «две минуты». Засекают время, читают ровно 2 минуты, затем считают количество слов. Из простых расчетов понимают, насколько следует ускорить темп. Увеличивают скорость с помощью указки, пальца, перемещая их по тексту. Упражнение делают без возвратов к началу, в середину. После чтения за 2 минуты переходят к такому же упражнению за 3 и более минут. Доводят до 5 минут, затем считают количество прочитанных слов.
  • Чтение с первого-второго-третьего слова. Сначала предложение читают с первого до последнего слова, следующее со второго и до предпоследнего. Затем читают с третьего слова и не до конца предложения. Применяют указку, ею ведут по строке, наращивая ритм. Упражнение помогает увеличить периферийное зрение, повысить концентрацию внимания.
Важно! Все техники рассчитаны на постоянное применение. В занятиях не делают перерывов. Если невозможно уделить чтению сразу час-полтора, разбивают общее время на 2 части.

Как научиться читать и запоминать?

Чтение без усваивания информации – пустая трата времени. Есть техники, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное. Они помогут активизировать процессы памяти. Различают всего три процесса – это ассоциативное мышление, основанное на впечатлениях, повторение и заметки. Свойства памяти применяют комплексно, прорабатывают все три уровня.

чтение с ассоциациями

Ассоциации и впечатления

Эмоциональное сопереживание моменту – это способ запомнить намного больше. Каждый держит в памяти моменты высших эмоциональных всплесков и помнит ситуацию до мелочей, то же самое с книгами. Читая текст, представляют эмоции, процессы, атмосферу.

Впечатления помогают понять художественную литературу, а с технической применяют вариант ассоциаций. Метод хорошо поможет усвоить материал из школьной программы по физике, другим точным наукам. Как работает – смысл прочитанного связывают с чем-то знакомым. Методика сравнения (ассоциации) у каждого своя – визуализация, ароматы, шумы. Новые вещи проще в объяснении, когда их сравнивают с уже знакомыми.

Повторение прочитанного

Если стоит вопрос, как научиться быстро читать мальчику 9 лет или ребенку другого возраста, его просят повторить информацию. Повторное прочтение поможет усвоить материал, а прочитав текст 2-3 раза, приняв его эмоционально и с ассоциациями, ребенок быстрее запомнит все, что нужно.

Создание заметок

Безотказный способ запомнить большой объем информации – делать заметки. Оставляют карандашные пометки на полях или вкладывают в страницы закладки с рецензией. Например, в сборнике рассказов пишут короткое резюме на каждый текст, оставляя закладку в начале рассказа. С помощью заметок быстро восстанавливают в памяти прочитанное, даже без очередного чтения всего текста.

Автор публикации
Скобелев Иван
Эксперт в области социальных вопросов и экономики

Помогите нам стать лучше, оцените подачу материала и труд автора

Оценок: 1
Загрузка...
Телеграмм
Добавить комментарий
Наверх