Заправка бытовых кондиционеров в доме своими руками
Для стабильной и эффективной работы климатической техники регулярно проводят ее техобслуживание и дозаправку хладагентом. Первая заправка бытовых кондиционеров проходит сразу после монтажа оборудования. Процедуру выполняют специалисты, которые и устанавливали кондиционер. Однако при наличии оборудования, опыта и знаний провести заправку можно самостоятельно. Но перед этим нужно изучить некоторые важные моменты, ознакомиться с пошаговой технологией выполнения работ.
Чем заправляют современные кондиционеры
Для заполнения климатического оборудования используют не тот фреон, который циркулирует в холодильниках и морозильных камерах. Нужна специальная разновидность хладагента.
Для кондиционеров подходят следующие марки хладагента:
- R-22 – это самая надежная разновидность фреона с высокими охлаждающими способностями. Она выгодно отличается от аналогичных хладагентов типа R-8 и иных марок. При применении R-22 не только возрастает выработка холода агрегатом, но и наблюдается существенная экономия электроэнергии. В качестве заменителя этой используют фреон R-407с, который содержит хлор.
- R-134a – это новая разновидность хладагента, отличающаяся экологической безопасностью, поскольку не разрушает озоновый слой Земли. Однако цена этой марки достаточно высокая, поэтому ее используют очень редко. Данная разновидность подходит для автомобильного кондиционера.
- R-410а – менее популярная, но тоже безопасная для озонового слоя марка фреона.
В каких случаях требуется дозаправка
Повторная заправка кондиционеров фреоном нужна в случае его утечки. При уменьшении объема хладагента производительность техники существенно уменьшается. В итоге на охлаждение воздуха в помещении у агрегата уходит больше времени.
Обычно утечка происходит в местах негерметичных соединений. В этом случае перед дозаправкой нужно сначала отремонтировать негерметичные узлы и стыки, а потом только подавать новую порцию хладагента. В противном случае через некоторое время объем фреон снова уменьшится из-за утечки.
Бытовая климатическая техника требует заправки один раз сразу после установки. В процессе эксплуатации при проведении регулярного ТО раз в год определяют давление фреона. Если оно снижено, то нужно провести дозаправку.
Важно! Недостаточное количество хладагента приведет к низкой эффективности охлаждения, а переизбыток фреона становится причиной поломки оборудования.
Согласно статистике любое климатическое оборудование в ходе эксплуатации теряет в течение года 8% хладагента от первоначального объема. Именно поэтому сплит-систему рекомендуют дозаправлять раз в 2 года. Это можно делать самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам.
Причины утечки хладагента
Утечка фреона происходит по следующим причинам:
- Разгерметизация мест соединения медных трубок может произойти в процессе монтажа. Трубки развальцовываются, поэтому со временем происходит утечка фреона.
- Если ранее установленный и заправленный кондиционер транспортировали на новое место, то объем хладагента в любом случае станет меньше. То же самое происходит при повторной установке и демонтаже. Именно поэтому после переустановки на новое место хладагент нужно дозаправить.
На заметку! Если кондиционер регулярно очищают и раз в год проводят ТО, то единственной причиной уменьшения объема фреона является утечка через негерметичные соединения.
Об утечке хладагента можно судить по следующим признакам:
- На корпусе кондиционера образуется иней. Как правило, он заметен на внутреннем блоке в месте локализации негерметичного соединения.
- Агрегат плохо охлаждает воздух в помещении. Это происходит медленнее, чем обычно, либо температура вообще не достигает установленных пользователем значений.
- Во время работы оборудования слышен неприятный запах газа.
Как заправить кондиционер самостоятельно
Существует две методики дозаправки:
- По массе хладагента. Эту технологию используют, если нужная полная замена фреона в кондиционере. Для начала из системы выкачивают остатки хладагента. Потом при помощи электронных весов определяют вес газа, который был перекачан в баллон. Согласно этому весу подают новую порцию фреона.
- По давлению. Оптимальное давление в кондиционере указано в прилагающейся инструкции. Его нужно сравнить с реальным давлением в системе. Данная технология подходит для дозаправки в случае утечки хладагента.
- Методику с использованием мерного стекла используют реже, обычно только после ремонта оборудования. Суть метода в следующем: заправку фреоном производят до тех пор, пока в специальном смотровом окне не исчезнут все пузырьки воздуха.
Необходимое оборудование и материалы
В работе используют следующее оборудование и материалы:
- вакуумный насос с обратным клапаном и манометром (обратный клапан нужен для защиты от попадания масла в систему медных трубок с фреоном);
- цифровые весы;
- набор шестигранных ключей;
- цифровой термометр;
- фреон подходящей марки;
- манометрический коллектор (подойдет его двух- или четырехпозиционная разновидность).
Вакуумный насос можно не покупать, а взять в аренду. Это будет дешевле, чем вызывать мастеров с необходимым оборудованием. Лучше использовать четырехпозиционный коллектор, потому что при применении двухпозиционного агрегата его нужно заново переподключать – из-за появления воздушной пробки. У четырехпозиционной разновидности нет контакта с воздухом, поэтому процесс пройдет проще и быстрее.
Подготовка кондиционера к заправке
Для начала проверяют систему и заранее изучают порядок действий. Агрегат осматривают на предмет утечки фреона и наличия различных повреждений. В технической документации к технике указан тип фреона, который лучше использовать.
Подготовка к заправке проходит в следующем порядке:
- Сначала покупают или берут в аренду необходимое оборудование. Заранее стоит подготовить фреон.
- Затем проверяют целостность фреоновой трассы, конденсаторных и испарительных трубок.
- Все оборудование внимательно осматривают и проверяют герметичность соединений. Для этого в систему через редуктор с манометром закачивают азот в газообразном состоянии. По показаниям на манометре следят за стабильностью давления. Если оно падает, значит, есть утечка.
- При помощи вакуумного насоса и коллектора проводят вакуумацию. Для этого включают насос. Когда стрелка опустится до минимального показателя, насосное оборудование отключают и перекрывают газовый вентиль.
Внимание! После проведения вакуумации не нужно отключать коллектор от климатического оборудования.
Пошаговая инструкция по заправке
Последовательность заправки кондиционера хладагентом выглядит следующим образом:
- Для начала выпускают фреон, который ранее был закачан в агрегат. Для этого открывают замки на сервисных штуцерах. После спускания газа и снижения давления до минимума замки снова закрывают.
- Баллон с фреоном ставят на весы. Затем обнуляют показания на весах.
- После этого стравливают воздух из шлангов. Для этого ненадолго открывают жидкостный вентиль на коллекторе.
- Кондиционер переводят в режим охлаждения, выставляют температуру 18°С.
- К агрегату подключают манометр. Для этого подходит самая большая трубка, идущая от внешнего блока. Ее откручивают и в этом месте подсоединяют манометр. Второй конец манометра присоединяют к баллону с хладагентом.
- Теперь можно открыть газовый кран. В этом момент процесс заправки кондиционера запускается. Давление в системе будет постепенно расти, а температура в фреоновой магистрали, которая отображается на термометре, – будет снижаться.
- При достижении давления в 5-8 бар вентиль на коллекторе перекрывают, закрывают кран на баллоне с газом.
- На табло весов смотрят вес газообразного хладагента, который был потрачен на заправку климатического оборудования.
Теперь проверяют работоспособность сплит-системы. Если после нескольких минут работы на кранах внешнего блока появился иней, то заправка произведена правильно с соблюдением технологии.
Техника безопасности при работе с фреоном
Решив заправить кондиционер дома собственноручно, придерживаются следующих правил безопасности при работе с фреоном. Для защиты рук и глаз надевают защитные очки и тканевые перчатки. Важно постоянно следить за герметичностью всех вентилей и местом стыковки с системой. Нельзя проводить работы по заправке агрегата в закрытом непроветриваемом помещении. При попадании фреона на кожные покровы нужно сразу же промыть водой и смазать вазелином. При появлении признаков удушья необходимо выйти из помещения на свежий воздух.
При нагревании до температуры 400°С фреон выделяет в процессе разложения фосген и хлористый водород. Некоторые марки хладагента, содержащие хлор, вредны для человеческого организма, вызывают раздражение слизистых оболочек. При попадании фреона в воздух велик риск отравления газом. При соприкосновении с кожными покровами хладагент вызывает обморожение, поэтому при работе нужно быть крайне осторожным.
Чтобы сэкономить деньги, можно самостоятельно заправить кондиционер фреоном. Однако в работе нужно использовать специальное оборудование. Если строго следовать технологии и соблюдать правила безопасности, процесс заправки пройдет быстро, а техника порадует эффективной и безупречной работой.