Карта глубин
Российская карта глубин артезианских скважин и колодцев

Байпас в отопительной системе – виды перепускного клапана

Система отопления при условии правильного монтажа работает безупречно. Но при нарушениях проходимости теплоносителя или завоздушивания системы, протечек возникает необходимость перекрытия поступления тепла в радиаторы. И если на системе не установлен клапан перепускной (байпас), то выключение системы чревато неприятностями. Рассмотрим типы и варианты применения клапанов.

Что такое байпас в системе отопления?

Байпасом называется участок трубы, смонтированный так, чтобы для теплоносителя открывался путь не только через один прибор, но и в обход определенного участка тепломагистрали, а также параллельно основному трубопроводу. Нередко на обходном участке ставится оборудование, один конец которого подключается к подводящему патрубку, а второй подается на отводящий патрубок.

байпас в системе отопления

Реклама

Также отрезок оснащается запорной арматурой для перекрывания потока теплоносителя по обходному участку и регулировки поступления жидкости к прибору. Чтобы иметь возможность отключить оборудование от подачи теплоносителя, рекомендуется установить кран на патрубке отводящего типа – зона монтажа крана располагается между перепускным клапаном и выходным отверстием котла, радиатора, центрального стояка или другого прибора.

Применяется байпас в системе отопления в следующих случаях:

  • при обвязке радиаторов, чаще всего в однотрубных схемах;
  • для систем автономного теплоснабжения при обвязке насосного оборудования;
  • для контуров в теплых полах в зоне смесительного узла;
  • при создании малого контура циркуляции для обвязки твердотопливных котлов.

Разновидности клапана байпаса

Различается несколько видов обходных элементов – нерегулируемые, ручные, автоматические. Выбор зависит от типа используемых устройств, наличия дополнительных элементов и места установки запорной арматуры.

Нерегулируемый байпас

Устройство выглядит как труба ободная без наличия дополнительного оборудования. Просвет туннеля постоянно открыт, вода поступает без управления. Применяются клапаны перепускные для подключения батарей.

Следует учитывать транспортировку теплоносителя с малым гидравлическим сопротивлением, поэтому диаметр проходного сечения нерегулируемого перепускного клапана при вертикальном монтаже должен быть меньше диаметра проходного сечения основной трубы магистрали. В противном случае под действием силы тяжести вода уйдет в ближний байпас.

При горизонтальном монтаже подогретый носитель поднимается вверх и потому удельный вес снижен, поэтому перепускной клапан нижней разводки делают размером диаметра равным сечению трубы основной магистрали, а вот патрубок отводной к радиатору должен быть меньшего диаметра, чем клапан и основная магистраль.

Ручной байпас

ручной байпас

Это устройство, оснащенное шаровым краном. Шаровой кран считается самым подходящим для формирования обходного участка, поскольку в открытом состоянии элемента не происходит сужения канала магистрали, а значит, на жидкость не создается дополнительного гидравлического сопротивления при движении потока.

Применение клапана перепускного ручного типа обеспечивает точную регулировку подачи теплоносителя, проходящего через клапан обвода. Если кран закрыть, поток направляется по основной магистрали, открыть – пойдет через обходной участок.

На заметку! Специалисты советуют время от времени проворачивать шаровой кран для устранения риска залипания рабочих элементов.

Применяется ручной клапан перепускной для воды при подключении батарей к однотрубной магистрали, обвязки насосов гидравлического типа.

Автоматический байпас

Клапан монтируется при работах по обвязке насоса самотечной системы отопления, где теплоноситель циркулирует без применения насосного оборудования, а также при наличии насоса. Автоматический байпас перенаправляет поток без вмешательства человека. Если насос работает, то теплоноситель поступает через агрегат, как только насос выключается, то вода проходит через перепускной клапан, чтобы крыльчатка насоса, которая перекрывает поток, не мешала прохождению теплоносителя.

Различается два типа автоматических перепускных клапанов:

  1. Клапанный. Монтируется с шаровым краном, который снижает гидравлическое давление на теплоноситель. Недостаток клапанного байпаса – чувствительность к чистоте жидкости, если в потоке встречается грязь, примеси, оборудование может выйти из строя.
  2. Инжекционный. Работает по принципу гидроэлеватора. Установка предполагает монтаж насосного узла в участок основной магистрали, причем входной и выходной патрубки перепускного клапана должны иметь продолжение внутри трубопровода. Сзади среза патрубка выходного типа при прохождении теплоносителя, образуется область разряжения, что помогает затягивать воду из байпаса. Потом струя под напором транспортируется по трубопроводу. В этом случае исключено возникновение обратного потока воды. Если же циркулярный насос выключен, то вода перетекает через обходное устройство естественным самотеком.

Варианты установки байпаса в системе отопления

варианты установки байпаса

Требуется установка байпаса в системе отопления в следующих случаях:

  • при врезке батареи в однотрубную схему отопления;
  • проведение обвязочных работ циркуляционного насоса;
  • для подключения коллектора распределительного для системы теплых полов;
  • формировании малого контура транспортировки жидкости в системах с твердотопливными котлами.

Процесс установки байпаса своими руками

Прежде чем монтировать перепускной клапан системы отопления, следует принять на заметку правила установки от специалистов:

  1. Лучше устанавливать байпас ближе к радиатору отопления, отступая как можно большее расстояние от вертикальной трубы (стояка).
  2. При необходимости перепускной клапан сооружается своими руками из отрезка трубы, двух тройников. Соединение сваркой или резьбой. Для резьбового соединения нужно купить тройники уже с нарезанной резьбой и нарезать ее на концах трубы.
  3. Чтобы система работала более эффективно, устанавливается регулировочное, терморегуляционное оборудование. Точка монтажа между байпасом и батареей.
  4. Для демонтажа насоса обходная конструкция оснащается запорной арматурой.
  5. Чтобы запустить работу старой системы отопления нужно установить байпас с циркуляционным насосом, обратным клапаном и шаровыми кранами. Насос обеспечит транспортировку теплоносителя, обратный клапан предупредит обратный ход воды, а шаровые краны помогут регулировать уровень напора.
  6. Чтобы теплоноситель поступал в радиатор отопления без изменения скорости, размер диаметра байпаса должен быть на 1 показатель меньше размера диаметра центральной трубы.
  7. При подключении насоса в обходной патрубок обязательно монтируется шаровой кран или обратный клапан.
  8. Обводная линия при монтаже теплых полов монтируется обязательно. Это обеспечивает транспортировку теплоносителя, поступающего из смесителя, где горячая вода смешивается с обраткой и охлаждается до нужной температуры. Трехходовой клапан пропускает лишь малое количество кипятка, а остальной поток теплоносителя нормальной температуры идет уже через байпас, циркулируя по контуру и отправляясь к нагревательному элементу.
  9. Для формирования малого контура при использовании твердотопливного котла байпас подключается с одной стороны к подающему трубопроводу, где теплоноситель максимально прогревается и к смонтированному на обратке трехходовому клапану с другой стороны.

установка байпаса

Чтобы поставить байпас не придется менять всю конструкцию системы отопления. Проще всего работать с клапаном, который продается в комплекте с шаровыми кранами. Установка требует переделки магистрали с монтажом обходного участка, установки шаровых кранов, тройников и сборки клапана с его последующей установкой.

Поэтапно процесс выглядит так:

  • для переделки магистрали нужно увеличить расстояние резьбовых концов в зоне, где был накручен насос;
  • собрать насос, узел вокруг него и прикрутить шаровые краны;
  • соединения насоса разъемные, поэтому сборка и установка на трубопроводе не доставит проблем;
  • сразу за кранами поставить тройник, диаметр которого такой же как у трубопровода;
  • обрезать трубопровод, вставить узел, для удобства работы можно убрать насос, а 2 части трубопровода соединить с магистралью;
  • как только эта часть байпаса собрана, можно ставить насос на место;
  • поднять трубопровод вверх от тройников так, чтобы он не мешал насосу;
  • свести два патрубка вращающимися движениям, а перемычку и шаровой кран установить посредством резьбовых наконечников и разъемных соединений.

Трубопровод располагается вертикально или горизонтально – на работу байпаса при правильной установке, это не повлияет.

Установка байпаса при монтаже обводных труб имеет свои особенности, в частности:

  1. Размер диаметра обводной трубы должен быть на размер меньше размера диаметра основной магистрали.
  2. Перемычка ставится как можно ближе к батарее отопления, а вот кран на байпас в многоквартирных домах не ставится.

Важно! После врезки перепускного клапана в систему, следует протестировать тепломагистраль на герметичность, а только потом запускать в основную работу. Тестовая прогонка теплоносителя поможет выявить протечки и быстро их устранить.

Автор публикации
Ярослав Семошеев
Инженер конструктор, изобретатель
Помогите нам стать лучше, оцените подачу материала и труд автора
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий

Реклама

Наверх