Соединение труб из металла без сварки


Устройство трубопровода из металлопроката позволяет получить надёжную и крепкую магистраль. Однако не всегда есть возможность использования специального оборудования, а поэтому возникает необходимость провести соединение металлических труб без сварки. Такие работы вполне актуальны для мастера с небольшим опытом или в том случае, если требуется провести срочный ремонт магистрали.

О том, как соединить металлические трубы без сварки и как правильно соблюсти все рекомендации, в нашем материале ниже.

Важно: при помощи приведенных ниже способов можно соединять две и более стальных трубы. Главное строго следовать технике выполнения работ.

Преимущества соединения труб без сварки

соединение металлических труб

Безсварное соединение стальных труб выгодного отличается от монтажа при помощи сварочного аппарата

Безсварное соединение стальных труб выгодного отличается от монтажа при помощи сварочного аппарата. И особенности заключаются в следующем:

Нет необходимости покупать или брать в аренду дорогостоящее оборудование;

  • Экономия средств на услугах сварщика, а эти мастера, как известно, стоят недешево;
  • Прочность соединения элементов магистрали без использования сварки не хуже, чем сварное;
  • Кроме того, при безсварном монтаже двух и более отрезков труб из стали налицо герметичность магистрали для любого носителя.

При этом способов соединения металлического трубопровода без сварки три:

  • Использование резьбовой муфты;
  • Применение муфты «Гебо»;
  • Использование ремонтно-монтажной обоймы;
  • Затяжка фланцев.

Рассмотрим каждый из способов стыковки своими руками подробнее.

Резьбовая муфта

металлические трубы с резьбой

Если мастер имеет две стальные трубы, которые необходимо соединить в единую магистраль, то сделать это можно при помощи специальной муфты с резьбой

Если мастер имеет две стальные трубы, которые необходимо соединить в единую магистраль, то сделать это можно при помощи специальной муфты с резьбой. На первый взгляд становится непонятно, на какую де резьбу надевать эту самую муфту. Но профессионалы открывают секрет, как на гладкую поверхность стали нанести резьбу своими руками и соединить элементы в единое целое. Сразу отметим, что нарезать резьбу можно с помощью электрического оборудования (резьбонарезателя) или вручную с помощью плашек (лерки). И если с первым вариантом все ясно, то работа своими руками требует соблюдения определенной технологии. Итак, соединение труб при помощи резьбовой муфты выполняют таким образом:

  • Две трубы, подготавливаемые к стыковке, следует тщательно очистить от пыли и грязи. Если на поверхности стали имеются старые сварные швы, их необходимо срезать или сточить специальным напильником. Также удаляется краска и прочие мешающие процессу составы.
  • Теперь с торцов труб следует нарезать фаску, края которой будут сточены внутрь просвета тубы. Это позволит беспрепятственно надеть плашку для нарезания резьбы.
  • На один из подготовленных торцов надеваем лерку и проворачиваем в пол оборота.

Важно: необходимо следить, чтобы летка была надета на трубу строго перпендикулярно её оси. Иначе резьба получится скошенной.

  • Теперь отодвигаем лерку в обратном направлении на четверть оборота. Таким способом, продвигаясь понемногу, удастся нарезать резьбу на нужную длину на одной трубе.

Совет: при выполнении нарезки не забываем смазывать бороздки резьба любой технической смазкой. Это обеспечит плавный ход плашки и ускорит процесс.

  • После того как на одной трубе будет нарезана резьба, формируем такую же и на другой трубе. При этом стоит понимать, что длина резьбы на одной из труб должна превышать в 1,5-2 раза резьбу на другой тубе. Это позволит легко и свободно надеть муфту и продвинуть её к середине соединения таким образом, чтобы трубы находились чётко в её середине и при этом образовывали крепкое соединение.

Надеваем муфту

соединение труб без сварки

Как только резьба на обоих торцах стальных труб будет нарезана, можно приступать к установке муфты с гайкой

Как только резьба на обоих торцах стальных труб будет нарезана, можно приступать к установке муфты с гайкой. Действуем по такой схеме:

  • На резьбу, которая имеет большую длину, надевают сначала гайку, а затем и саму муфту.
  • На торец второй трубы надевают вторую гайку.
  • Теперь трубы подводят друг к другу и начинают проворачивать муфту в направлении другой тубы. В результате такого движения муфта должна навернуться на резьбу второго трубного элемента. Действовать таким образом нужно до тех пор, пока муфта не соединит обе трубы на одинаковое количество их длин с торцов.
  • Теперь остается гидроизолировать места под гайки при помощи пакли или сантехнической ленты (ФУМ), после чего обе гайки вплотную придвигаются к муфте, образовывая прочное и герметичное соединение.

Важно: подобный способ стыковки стальных труб будет невозможен в том случае, если трубы уже смонтированы близко к стене, а их демонтаж не предполагается. В этом случае можно использовать один из нижеприведенных способов соединения магистрали.

Муфта «Гебо»

как соединить трубы без сварки

Подобный элемент выполнен в виде компрессионного фитинга

Подобный элемент выполнен в виде компрессионного фитинга. В кругах профессионалов такую муфту могут еще называть «гебу» или «гебра». Однако принципа действия это не меняет. Соединение двух элементов магистрали при помощи такой муфты несложное и при этом не требует каких-либо специальных инструментов или навыков.

Важно: муфта «Гебо» может быть выполнена как в виде хомута, так и в виде тройника. Последний удобен тем, что позволяет произвести разветвление магистрали любого назначения без лишних монтажных или ремонтных работ. Врез в систему при этом происходит быстро и качественно.

Работу выполняют по такой схеме:

  • Сначала подготавливают торцы соединяемых труб методом зачистки от остатков краски, сварки, пыли и грязи.
  • Теперь на один конец трубы надевают сначала гайку;
  • Следом — зажимное, а после него и прижимное кольцо;
  • Далее очередь за уплотняющим кольцом;
  • И, наконец, на трубу накручивают (надевают) муфту до половины и затягивают гайку.
  • Теперь осталось соединить обе трубы, надев на вторую все элементы в той же последовательности.

Готовое соединение пригодно к эксплуатации магистрали с любым носителем в ней.

Соединение труб ремонтно-монтажной обоймой

соединение труб без сварки и резьбы

Такой элемент представляет собой хомут (седелку) в виде двух соединяющихся между собой металлических деталей

Такой элемент представляет собой хомут (седелку) в виде двух соединяющихся между собой металлических деталей. Такие половинки соединяются на трубе прочными болтами, образуя надежное и крепкое соединение.

Важно: ремонтно-монтажная обойма, так же как и муфта «Гебо» выполняется в виде стандартного хомута, либо в виде тройника. Последний также позволяет производить врез в систему без лишних трудозатрат.

Совет: ремонтно-монтажная обойма предназначена в большинстве случаев для срочного ремонта трубопровода при возникновении трещин, порывов или течей. Стоит лишь принимать во внимание, что обойму лучше использовать только в магистралях с низким давлением в системе.

Работы по монтажу выполняют таким образом:

  • Подготавливаем торцы стыкуемых труб методом очистки их от краски, ржавчины или старых сварных швов. Поверхность труб должна быть абсолютно гладкой.
  • Теперь на место стыка труб надевают резиновый уплотнитель, предварительно промазанный силиконовым герметиком в месте разреза. Резину надевают таким образом, чтобы между ней и поверхностью труб не оставалось зазоров.
  • Поверх резинового уплотнителя надевают обе половинки обоймы и плотно стягивают болтами.

Важно: по такому же принципу на трубы из стали надевают муфту-хомут. Разница заключается лишь в том, что обойму стягивают болтами с двух сторон, а хомут — с одной.

Фланцевое соединение

соединение металлических труб резьбой

Стыкование стальных труб при помощи фланцев — не менее распространенный способ безсварного стыкования участков магистрали

Стыкование стальных труб при помощи фланцев — не менее распространенный способ безсварного стыкования участков магистрали. При использовании такого способа следует все действия выполнять в точной последовательности. Работы выполняют так:

  • Поверхность подготовленных труб и фланцев очищают от копоти и жира. Поверхности всех элементов проверяются на отсутствие сколов, впадин, вмятин и царапин. Следует также осмотреть все стыкуемые элементы на предмет наличия коррозии.
  • Все поверхности дополнительно шлифуются, чтобы удалить с них заусенцы и пр. Можно предварительно провернуть по всем резьбовым соединениям гайки и болты.
  • Теперь следует проверить на целостность резиновую прокладку и установить её на место стыкования труб.
  • На прокладки надевается фланец каждый на отдельный торец трубы.
  • Затягивать фланцы болтами и гайками следует осторожно. От правильности выполнения затяжки зависит герметичность соединения. Для этого сначала слегка затягивают первый крепеж. Теперь необходимо произвести стяжку противоположного болта и гайки. Таким образом производят фиксацию всех пар крепежей, не усердствуя особо в силе затяжки.

Важно: если монтируется фланец с четырьмя болтами, то техника затяжки должна иметь вид крест-накрест.

При затяжке креплений стоит понимать, что напряжение от стянутых крепежей должно исключительно равномерно распределиться между всеми крепежами фланца. Иначе стык со временем разойдётся. Учтите, что в момент затяжки крепежей на каждый болт действует усилие, которое строго противоположно усилию затяжки соединения. Именно такой эффект способен привести к срыву резьбы при чрезмерном воздействии на гайки и болты.

Чтобы отрегулировать силу затяжки, можно использовать один из таких инструментов:

  • Пневматический гайковерт;
  • Натяжной механизм гидравлического типа;
  • Динамометрический гидравлический ключ;
  • Динамометрический ручной ключ.

Важно: контролировать силу затяжки крепежей вручную может только профессионал с большим опытом.

После того как трубы соединены при помощи фланца, можно запустить систему в работу. Но здесь стоит учесть, что будет налицо потеря силы затяжки около 10%. Этому будут способствовать вибрации в системе, перепады температур или усадка резиновой прокладки. В этом случае через 1-2 суток рекомендуется провести дополнительную затяжку крепежей в соответствии с первоначально достигнутым уровнем по нормативам.


Добавить комментарий